Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
ВС не поддержал потребителя, который направил претензию на брак по адресу магазина
18.12.2023

ВС не поддержал потребителя, который направил претензию на брак по адресу магазина

Не так давно до Верховного Суда дошел спор между потребителем и продавцом, касающийся выплаты неустойки и штрафа за продажу некачественного товара (Определение ВС РФ от 08.08.2023 N 18-КГ23-81-К4).

Гражданин купил телефон iPhone 11 PRO, но в нем обнаружились производственные дефекты. Телефон отремонтировали по гарантии, но потом дефекты появились вновь, поэтому гражданин решил отказаться от устройства и вернуть за него деньги. Он составил письменную претензию и направил ее по адресу нахождения магазина. Продавец требования не удовлетворил, в связи с чем покупатель обратился в суд.

Первая инстанция поддержала гражданина и удовлетворила почти все его требования, но апелляция не согласилась с частью, касающейся неустойки и штрафа в отношении продавца. По мнению суда, направление претензии не на юридический адрес, а на адрес магазина не обеспечивает ее получение. В таких условиях продавец был лишен возможности в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, а это, в свою очередь, исключает возможность применения штрафных санкций в отношении продавца. Продавец должен был оплатить только стоимость бракованного товара, расходы на экспертизу и почтовые услуги, а также моральный вред. Кассация согласилась с доводами апелляции. И ВС эти решения пересматривать не стал, фактически согласившись с тем, что покупатель не может направлять свои претензии по адресу магазина.

Однако два года назад у ВС было иное мнение. В очень похожей ситуации ВС указывал, что требования об обмене, замене или возврате товара могут быть предъявлены потребителем, в частности, в магазине или ином торговом объекте по месту покупки товара. Суд ссылался на то, что организация получения требований и претензий потребителей по месту осуществления торговой деятельности, а также доведение до потребителей надлежащей информации о почтовом адресе торгового объекта является обязанностью продавца (Определение ВС РФ от 28.09.2021 N 32-КГ21-16-К1). И что интересно, суды использовали одни и те же законодательные нормы, в которых четко не прописано, на какой адрес следует направлять претензии продавцу.

Учитывая, что получение корреспонденции по юридическому адресу является обязанностью любой организации, направлять претензию безопаснее по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Иной подход, с учетом последнего подхода ВС, может оказаться весьма рискованным.

 

 

При подготовке использовалась СПС КонсультантПлюс.