Напомним: пониженная ставка НДС применяется при ввозе и реализации в РФ товаров, указанных в перечнях, которые утвердило Правительство. Для импортируемых товаров перечень содержит коды по ТН ВЭД, а для внутренней продажи — по ОКПД2 (до 2017 года — ОКП). Эти перечни не совпадают, из-за чего долго шли споры.
Казалось, что точку поставил Пленум ВАС РФ, который в 2014 году постановил: пониженная ставка должна применяться, если код товара содержится хотя бы в одном перечне. Минфин и ФНС подтверждали, что нужно руководствоваться этой позицией.
Однако теперь тенденция изменилась. Верховный суд решил, что ВАС РФ пришел к своему выводу только потому, что перечни имели несоответствия в наименовании одного и того же товара, различия в описании и т.д. Это приводило к неустранимым последствиям, которые должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Спор же, рассмотренный ВС РФ, был о медицинском изделии, которое несколько лет назад было исключено из перечня для импорта, но осталось в перечне для внутренней продажи. В такой ситуации суд посчитал, что сомнений и противоречий нет: пониженную ставку при ввозе применять нельзя. Дискриминации ВС РФ в этом не увидел.
Минфин, ссылаясь на позицию ВС РФ, разъяснил: если товара нет в перечне по ТН ВЭД, применять ставку НДС 10% при ввозе нельзя. При этом не имеет значения, что этот же товар содержится в перечне для реализации в РФ.
Не исключено, что теперь и таможенные, и налоговые органы будут подходить к этому вопросу строго формально и разрешать применение пониженной ставки НДС только в случае, если в конкретном перечне есть код товара.
Письмо Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25566
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119