Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Как организации защитить свою репутацию в случае оскорблений от физлица?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

28.04.2021

Как организации защитить свою репутацию в случае оскорблений от физлица?

Вопрос:

Какие действия предпринять юридическому лицу в случае оскорблений и клеветы со стороны физического лица? Можно ли обратиться в полицию? Есть ли судебная практика?

 

Ответ:

Отметим, что непосредственно юридическое лицо не может быть потерпевшим при оскорблении. Сотрудники юридического лица могут от своего имени обратиться с заявлением в правоохранительные органы, если порочащая информация не соответствует действительности и затрагивает их честь и достоинство, а также деловую репутацию.

Для юридических лиц предусмотрен иной (гражданско-правовой) механизм защиты прав, а именно, положения ст.152 ГК РФ. В частности, в этом случае от имени юридического лица может быть подан иск о признании информации не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию юридического лица, о возмещении убытков, причиненных распространением порочащих сведений.

В соответствии с п.11 ст.152 ГК РФ правила о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Защита деловой репутации возможна во внесудебном порядке и в судебном порядке:

- Внесудебный порядок реализуется через обращение непосредственно к распространителю (или автору) сведений в порядке ст.14 ГК РФ о самозащите гражданских прав. Распространитель информации может, например, добровольно отозвать документ, в котором содержится спорная информация, или уничтожить носители информации; возместить причиненный вред и т.п. Порядок опровержения (удаления, пресечения распространения и т.п.) в этом случае определяется или законом (если в законе установлен такой порядок), или соглашением сторон.

- Судебный порядок защиты деловой репутации предполагает обращение в арбитражный суд или суд общей юрисдикции в порядке искового производства, установленного ст. ст. 125, 126 АПК РФ и ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.

Пунктом 4 Постановления Пленума N 3 установлено, что для обращения в суд с иском о защите деловой репутации не требуется предварительный этап досудебного урегулирования, т.е. истец не обязан обращаться вначале к ответчику с претензией. Вместе с тем в настоящее время суды указывают на неприменимость указанного пункта к таким спорам, поскольку в настоящее время действуют правила ч. 5 ст. 4 АПК РФ, предусматривающие обязательное соблюдение претензионного (досудебного) порядка (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 N 05АП-4738/2017 по делу N А51-11569/2017) и возвращают исковое заявление истцу (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 N 09АП-33285/2017 по делу N А40-35257/17).

Подведомственность спора определяется характером распространенных сведений. Если они связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, то спор подведомствен арбитражному суду независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Если сторонами спора о защите деловой репутации будут юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции (п. 3 Постановления Пленума N 3).

В исковом заявлении истец может выдвигать требования, связанные с нарушением своих прав, в частности: требовать опровержения распространенной информации, отзыва соответствующего документа с такой информацией, удаления, информации, возмещения причиненного вреда и т.п.

В отношении юридического лица речь идет о возможности возмещения материального вреда, причиненного распространением таких сведений при доказанности причинно-следственной связи между распространением сведений и причинением вреда (ст. 1064 ГК РФ). Согласно п. 11 ст. 152 ГК РФ юридические лица не могут требовать компенсации морального вреда за причинение ущерба деловой репутации.

Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения, или другим аналогичным способом (ч. ч. 1 - 2 ст. 152 ГК РФ).

Следует учитывать, что, в случае, когда опровергнуть информацию способом, которым она была распространена, невозможно, порядок опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, устанавливается судом (п. 11 Обзора практики рассмотрения споров о защите деловой репутации, одобренного Президиумом ФАС Уральского округа 31.07.2009).

Если требования в заявлении связаны со способом защиты, который не предусмотрен законом, то они могут быть отклонены. Так, отклоняются судами требования о принесении извинений ответчиком, поскольку принесение извинений не предусмотрено в качестве способа защиты права в ст. 152 ГК РФ (п. 18 Постановления Пленума N 3).

Исковые требования подлежат удовлетворению при совокупности трех условий, а именно, если установлены:

1) факт распространения ответчиком сведений об истце;

2) порочащий характер этих сведений;

3) несоответствие сведений действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом (п. 7 Постановления Пленума N 3).

 

Дополнительная информация:

Статья: Деловая репутация(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

 

Ответ подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

Представленная информация носит справочный характер, окончательное решение принимается самостоятельно.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос