Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Можно ли взыскать судебные расходы при отмене постановления в связи с малозначительностью нарушения?

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

31.08.2020

Можно ли взыскать судебные расходы при отмене постановления в связи с малозначительностью нарушения?

Вопрос:

Можно ли взыскать судебные расходы по делам по обжалованию постановлений по административному правонарушению?

Управление Россельхознадзора вынесло постановления в отношении юрлица и должностного лица. Постановления в отношении должностного лица отменены (одно в связи с малозначительность, одно ввиду недоказанности вины). Постановления в отношении юридического лица отменены из-за нарушения ч. 2 ст. 4.4. КоАП при их вынесении. Можем ли мы взыскать судебные расходы?

 

Ответ:

Требования истца о возмещении судебных расходов по делу об административном правонарушении в случае признания постановления незаконным, как правило, удовлетворяются.

Однако, на наш взгляд, в случае если постановление отменено в связи с малозначительностью, судебные расходы не подлежат возмещению, поскольку в этом случае вина лица, совершившего административное правонарушение, доказана.

 

Обоснование:

Судебная практика сложилась так, что требования истца о возмещении судебных расходов по делу об административном правонарушении в случае признания постановления незаконным, как правило, удовлетворяются.

Однако, на наш взгляд, в случае если постановление отменено в связи с малозначительностью, судебные расходы не подлежат возмещению, поскольку в этом случае вина лица, совершившего административное правонарушение, доказана. Иными словами, решение об освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от ответственности в силу малозначительности правонарушения не может расцениваться как судебный акт, принятый в пользу этого лица (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2014 по делу N А17-4423/2013; Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 N 02АП-3146/2019 по делу N А82-2739/2018).

Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал применительно к возмещению такого рода расходов следующие правовые позиции.

Возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования. Данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного акта выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов (Определения от 19 октября 2010 года N 1349-О-О, от 21 марта 2013 года N 461-О, от 22 апреля 2014 года N 807-О, от 24 июня 2014 года N 1469-О, от 23 июня 2015 года N 1347-О, от 19 июля 2016 года N 1646-О, от 25 октября 2016 года N 2334-О и др.).

Из права на судебную защиту вытекает общий принцип, в силу которого правосудие нельзя было бы признать отвечающим требованиям равенства и справедливости, если расходы, понесенные в связи с судебным разбирательством, ложились бы на лицо, вынужденное прибегнуть к этим расходам в рамках судебного механизма обеспечения принудительной реализации своих прав, свобод и законных интересов. При этом не исключается дифференциация федеральным законодателем правил распределения судебных расходов, которые могут иметь свою специфику, в частности в зависимости от объективных особенностей конкретных судебных процедур и лежащих в их основе материальных правоотношений (Постановление от 11 июля 2017 года N 20-П). Возмещение судебных расходов обусловливается не самим по себе процессуальным статусом лица, в чью пользу принят судебный акт, разрешивший дело по существу, а вынужденным характером затрат, понесенных лицом (Постановление от 21 января 2019 года N 6-П).

Признание права на присуждение судебных расходов за лицом (стороной), в пользу которого состоялось судебное решение, соответствует также принципу полноты судебной защиты, поскольку призвано восполнить лицу, чьи права нарушены, вновь возникшие и не обусловленные деятельностью самого этого лица потери, которые оно должно было понести для восстановления своих прав в связи с необходимостью совершения действий, сопряженных с возбуждением судебного разбирательства и участием в нем. В контексте взаимоотношений граждан и организаций с государством данный принцип получает дополнительное обоснование в статье 53 Конституции Российской Федерации, обязывающей государство к возмещению вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Одновременно в нем проявляется и публично-правовой по своей значимости эффект, заключающийся в создании у участников соответствующих правоотношений стимулов к тому, чтобы не отступать от правомерного поведения, и тем самым - в снижении чрезмерной нагрузки на судебную систему (Постановление от 11 июля 2017 года N 20-П).

Данные правовые позиции в полной мере применимы и к расходам, возникшим у привлекаемого к административной ответственности лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, безотносительно к тому, понесены ли они лицом при рассмотрении дела судом или иным органом, и независимо от того, отнесены ли они формально к издержкам по делу об административном правонарушении в силу КоАП РФ. При этом позиция о возможности дифференциации федеральным законодателем правил распределения расходов в зависимости от объективных особенностей конкретных судебных процедур и лежащих в их основе материальных правоотношений во всяком случае, в силу статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, не означает возможности переложения таких расходов на частных лиц в их правовом споре с государством, если результатом такого спора стало подтверждение правоты частных лиц или, по крайней мере, - в случаях, к которым применима презумпция невиновности, - не подтвердилась правота публичных органов.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос