Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

07.04.2020

Оплата поездки за границу

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, как надо поступить нам в этой ситуации? У нас частное образовательное учреждение дополнительного образования. Одна из главных дисциплин — английский язык.

Мы набираем группу детей, желающих поехать в летние каникулы в Англию для изучения английского языка.

Вопрос: как лучше произвести оплату детям за поездку?

1 вариант. Каждый родитель поедет в турбюро и заплатит за себя. Не все родителя согласны с этим.

2 вариант. Я соберу со всех детей, открою на себя лично, как физическое лицо, валютный счет в банке и с него проплачу за путевки. Вопрос: Какие могут вылезти вопросы ко мне от налоговой? И могут ли? Могут ли вылезти какие-нибудь налоги в связи с этим? Как лучше поступить?

Ответ:

В целом, не исключается возможность заключения договора о реализации туристского продукта от имени туристов заказчиком - физлицом на основании доверенности. В случае проведения расчетов в иностранной валюте следует соблюдать нормы валютного законодательства. Если физлицо не оказывает услуг и не получает вознаграждения, обязанностей по уплате налогов у него не возникает.

Обращаем Ваше внимание: в рамках "Линии консультаций" оценка рисков и разработка рекомендаций по конкретным хозяйственным операциям не производятся.

Обоснование:

В соответствии с Регламентом (http://www.atlant-pravo.ru/hot_line/) услуга "Линия консультаций" включает в себя поиск документов, подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс. К компетенции Линии консультаций не относится анализ (финансовый, налоговый) хозяйственных операций, оценка рисков, а также разработка рекомендаций по конкретным хозяйственным ситуациям.

В связи с указанными ограничениями в рамках настоящего ответа рассмотрим общие нормы законодательства в сфере реализации туристского продукта.

Законодательство о туристской деятельности состоит из Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ), принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Закона N 132-ФЗ туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом N 132-ФЗ, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком (ст.10 Закона N 132-ФЗ).

Заказчиком туристского продукта может являться как сам турист, так и иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста (ст.1 Закона N 132-ФЗ).

Сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта, относятся к существенным условиям договора о реализации туристского продукта (ст.10 Закона N 132-ФЗ).

Законодательством в области туризма не установлены особенности заключения договора о реализации туристского продукта заказчиком от имени туриста.

В соответствии с общими нормами гражданского законодательства сделка может быть совершена одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного, в частности, на доверенности. Такая сделка непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (ст.ст. 182, 185 ГК РФ).

Таким образом, законодательством установлена возможность представления интересов туриста при реализации туристского продукта. При этом поскольку законодатель не конкретизирует, какое именно лицо вправе выступать заказчиком туристского продукта, можно предположить, что таким заказчиком вправе выступать как физические лица (опекуны, иные законные представители либо уполномоченные на представительство доверенностью), так и юридические лица (например, работодатель). Указанный подход представлен, например, в статье "Новое в законодательстве о туристской деятельности в России" (Зыкова И.В., "Туризм: право и экономика", 2007, N 4).

На основании изложенного, в целом, не исключается возможность заключения договора о реализации туристского продукта от имени туристов заказчиком (физическим или юридическим лицом) на основании доверенности.

Что касается расчетов, то если имеют место валютные операции, следует соблюдать требования валютного законодательства РФ.

В частности, расчеты в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами РФ (за отдельным исключением) относятся к числу разрешенных операций (ст.6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). В свою очередь, валютные операции между резидентами по общему правилу запрещены, за исключением, в частности, операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества) (ст.9 Закона N 173-ФЗ).

Таким образом, если физлицо в качестве поверенного будет принимать денежные средства в виде иностранной валюты и передавать их нерезиденту за оказание услуг, то данная операция, в целом, допускается валютным законодательством. Расчеты при этом должны вестись через уполномоченный банк (п.3 ст.14 Закона N 173-ФЗ), в котором рекомендуем получить дополнительные разъяснения по оформлению предполагаемых расчетов.

В части налогов отметим, что если физлицо будет действовать исключительно в качестве поверенного на основании доверенности и не будет оказывать услуги и получать вознаграждение, то обязанностей по уплате каких-либо налогов у него не возникает.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос