23.03.2020
Вопрос:
Организация приобрела транспортное средство в лизинг. Транспортное средство по договору учитывается на балансе лизингополучателя. Лизингодатель предоставляет лизингополучателю скидку на автомобиль, которая потом возмещается лизингодателю из федерального бюджета.
В итоге сумма всех лизинговых платежей + выкупная стоимость по цене выходит меньше чем стоимость самого транспортного средства, которое лизингодатель приобрел у поставщика. Так как в бухгалтерском учете первоначальная стоимость формируется из всех лизинговых платежей + выкупная стоимость, а в налоговом - стоимость закупки транспортного средства лизингодателем у поставщика, то в налоговом учете стоимость оказывается выше чем в бухгалтерском. Как в случае предоставления скидки необходимо формировать стоимость в налоговом учете?
Ответ:
В настоящее время отсутствует единый подход по ведению налогового учета у сторон договора лизинга при получении лизингодателем субсидии на возмещение предоставленной лизингополучателю скидки.
С нашей точки зрения, лизингополучатель вправе определить первоначальную стоимость предмета лизинга двумя способами:
1) или в размере расходов лизингодателя по приобретению транспортного средства у поставщика (без учета скидки), но учесть в составе расходов (через амортизацию) не всю эту стоимость, а лишь сумму в размере, не превышающем в совокупности с лизинговыми платежами общий размер платежей по договору лизинга (с учетом скидки);
2) или скорректировать первоначальную стоимость объекта на сумму скидки, предоставленной лизингодателем и начислять амортизацию уже с учетом скидки.
Сумма субсидии, полученная лизингодателем, в указанных случаях не учитывается в доходах лизингополучателя.
Обоснование:
Субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ).
Согласно п.1 ст.257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
В указанной норме НК РФ отсутствуют какие-либо оговорки в части определения первоначальной стоимости предмета лизинга в ситуации, когда лизингодатель предоставляет лизингополучателю скидку. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует единый подход по ведению налогового учета у сторон договора лизинга при получении лизингодателем субсидии на возмещение предоставленной лизингополучателю скидки.
Минфин в Письме от 10.06.2015 N 03-03-05/33757 указывает, что субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в ст.251 НК РФ не поименованы, следовательно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
В свою очередь в Письме Минфина России от 10.08.2015 N 03-03-06/1/46070 уточняется, что полученная субсидия отражается в налоговом учете лизингодателя в составе выручки от реализации лизинговых услуг, а у лизингополучателя - в составе внереализационных доходов.
Таким образом, следуя подходу Минфина, лизингополучатель должен учитывать сумму полученной лизингодателем субсидии в составе внереализационных доходов. Данный вариант может быть обоснован в условиях, когда первоначальная стоимость предмета лизинга определена лизингополучателем в размере затрат лизингодателя (без учета скидки) и вся эта стоимость отнесена в налоговом учете в состав расходов.
Согласно пп.10 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов у лизингополучателя учитываются арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со ст.ст.259-259.2 НК РФ.
Вместе с тем по смыслу п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщик не вправе учитывать в расходах те затраты, которые он фактически не производил. Кроме того, в силу п.5 ст.252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
Исходя из указанных норм совокупность расходов в виде учтенных сумм начисленной амортизации и расходов в виде учтенных лизинговых платежей не должна превышать общей суммы платежей по договору лизинга, уменьшенной на выкупную цену предмета лизинга (Письмо Минфина России от 23.12.2019 N 03-03-06/1/100506). Таким образом, лизингополучатель не может включить в расходы сумму, превышающую общую сумму лизинговых платежей по договору. Соответственно, если лизинговые платежи определены с учетом скидки, лизингополучатель не вправе учесть в расходах сумму амортизации (определенной исходя из первоначальной стоимости предмета лизинга без учета скидки), превышающую общие лизинговые платежи. В такой ситуации у лизингополучателя не образуется и доходов в части субсидии, предоставленной лизингодателя, поскольку никакой экономической выгоды в смысле ст.41 НК РФ у него не возникает.
Согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ).
С учетом сказанного, считаем, что лизингополучатель вправе учитывать первоначальную стоимость объекта следующим образом:
1) или в размере расходов лизингодателя без учета скидки (как буквально указано в ст.257 НК РФ), но учесть в составе расходов (через амортизацию) не всю эту стоимость, а лишь сумму в размере, не превышающем в совокупности с лизинговыми платежами общий размер платежей по договору лизинга (с учетом скидки);
2) или скорректировать первоначальную стоимость объекта на сумму скидки, предоставленной лизингодателем и начислять амортизацию уже с учетом скидки.
Сумма субсидии, полученная лизингодателем, в указанных случаях не учитывается в доходах лизингополучателя.
Поскольку ситуация прямо не урегулирована законодательно, за дополнительными разъяснениями можно обратиться в налоговые органы или непосредственно в Минфин (пп.пп. 1 и 2 п.1 ст.21, пп.4 п.1 ст. 32, п.1 ст.34.2 НК РФ). Следование адресным письменным разъяснениям налоговых или финансовых органов признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и освобождает от начисления пени (п.8 ст.75, пп.3 п.1 ст.111 НК РФ).