Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Восстановление статуса действия зарегистрированного сетификата

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

02.03.2020

Восстановление статуса действия зарегистрированного сетификата

Вопрос:

В соответствии с пунктом 13 Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 № 360 орган сертификации отправит сертификат соответствия в архив. Возможно ли восстановления статуса действия зарегистрированного документа? И есть какая-нибудь судебная практика по этому поводу?

Ответ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 845 "О Федеральной службе по аккредитации" (вместе с "Положением о Федеральной службе по аккредитации"), к полномочиям Федеральной службы по аккредитации относится формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, предоставление сведений из указанного реестра (п. 5.1.2.4).

В соответствии с положениями п. 8 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", прекращение действия документов о подтверждении соответствия, выданных аккредитованными лицами, действие аккредитации которых прекращено, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если обратиться к положениям Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", то данный закон не содержит каких-либо положений относительно вопросов, являющихся предметом запроса.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за их предоставление, а также федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение указанного реестра, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2006 N 201 "О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений" утвержден такой порядок.

Однако и в нем отсутствуют какие либо положения относительно предмета запроса.

Между тем, Постановлением Правительства РФ от 30.03.2017 N 360 (ред. от 21.03.2019) "О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц" (вместе с "Положением о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц" – далее «Положение») установлено (п. 13) , что Федеральная служба по аккредитации в случаях и по основаниям, предусмотренным федеральными законами, вправе провести проверку деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитация которого на дату начала проведения проверки или до ее завершения была прекращена, если предметом проверки является соблюдение таким лицом в период действия его аккредитации в национальной системе аккредитации обязательных требований к выполнению работ по сертификации и (или) проведению исследований (испытаний) и измерений в целях обязательного подтверждения соответствия продукции, и указанным лицом не отменены результаты его деятельности в качестве аккредитованного лица, являющиеся предметом проверки, и (или) не истек срок привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц. В случае если в ходе такой проверки выявлены нарушения при выдаче документов об оценке соответствия, национальный орган по аккредитации выдает предписание об отмене соответствующих результатов деятельности аккредитованного лица.

Федеральная служба по аккредитации вносит в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации, реестры сертификатов соответствия и реестры деклараций о соответствии информацию о выданных предписаниях об отмене соответствующих результатов деятельности аккредитованного лица с переводом сведений о соответствующих результатах деятельности аккредитованного лица в архивную часть реестра в случае, если на момент принятия такого решения аккредитация юридического лица (индивидуального предпринимателя) прекращена и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не было исполнено предписание об отмене результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица либо аккредитация юридического лица (индивидуального предпринимателя) была прекращена в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 27 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Ответственность за убытки, причиненные третьим лицам таким решением (также в случае, если после принятия такого решения будет установлено, что работы по оценке соответствия проводились в соответствии с предъявляемыми требованиями), возлагается на лицо, не исполнившее предписание об отмене соответствующих результатов деятельности аккредитованного лица (если такое предписание до принятия указанного решения не было признано судом незаконным или оспорено в установленном законом порядке и отменено) и совершившее действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения проверки.

При невозможности проведения Федеральной службой по аккредитации проверки в отношении лица, ранее аккредитованного в национальной системе аккредитации, и при наличии сведений о том, что информация о результатах деятельности аккредитованного лица была внесена им в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации, реестры сертификатов соответствия и реестры деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, Служба принимает решение о переводе сведений о соответствующих результатах деятельности аккредитованного лица в архивную часть реестра. Если период, в который информация о результатах деятельности аккредитованного лица вносилась им в реестры сертификатов соответствия и реестры деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, достоверно установить невозможно, в архивную часть реестра переводятся сведения за период, равный одному году с даты принятия соответствующего решения.

Как следует из изученных нами нормативных актов в сфере аккредитации, техническом регулировании, положений, указывающих на возможность и порядок восстановления статуса действия зарегистрированного документа из архива, законодательство не содержит.

Также следует отметить, что изложенная в нашем ответе позиция является нашим экспертным мнением, по данному вопросу практика вероятно еще не сформировалась, в доступных нам источниках она отсутствует. Также отсутствуют какие-либо разъяснения по данному вопросу.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос