Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

29.01.2020

Принятие услуг аренды без актов

Вопрос:

Организация арендует помещение. В договоре прописана ежемесячная постоянная и переменная арендная плата. Арендодатель отказывается давать акты и на постоянную и на переменную арендную плату. На переменную часть дает расчет в виде таблички без подписи и печати. Счета-фактуры дает. Может ли организация принять услуги аренды (постоянную и переменную части) в расходы в налоговом учете? Можно ли взять НДС к вычету?

Ответ:

Поскольку расчет без подписей не может быть принят к учету в качестве первичного учетного документа, считаем, что в данном случае могут возникнуть риски непринятия налоговыми органами расходов в виде переменной части арендной платы, а также отказ в вычете НДС. Окончательное решение о документальном подтверждении расходов должен решаться с учетом условий договора.

Обоснование:

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в виде арендных платежей включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании пп.10 п.1 ст.264 НК РФ.

НДС принимается к вычету при выполнении условий, установленных п.2 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ, в частности, после принятия услуг на учет при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

В данном случае стороны согласовали условие об определении цены аренды в качестве постоянной и переменной частей.

Законодательно не установлено требования о ежемесячном составлении актов для документального подтверждения расходов на аренду, что подтверждает и Минфин (Письма Минфина России от 25.03.2019 N 03-03-06/1/20067, от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75483, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/118). Для документального подтверждения расходов достаточно договора аренды и акта приема-передачи имущества.

Кроме того, законодательно не регламентирован порядок подтверждения переменной части арендной платы. Поскольку стороны свободны в заключении договора (ст.421 ГК РФ), конкретный документооборот в отношении переменной части арендной платы определяется с учетом условий договора.

Вместе с тем поскольку переменная часть арендной платы зависит от определенных показателей, для обоснования данной части по смыслу необходим соответствующий расчет и документы, подтверждающие размер используемых показателей. Подобные расходы обычно подтверждаются актами (расчетами), составленными арендодателем на основании счетов предприятий, оказавших соответствующие услуги, с приложением копий документов, подтверждающих расчет (Письма Минфина РФ от 30.01.2008 N 03-03-06/2/9, от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742, УФНС РФ по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81).

При этом для того чтобы документ имел статус первичного учетного документа для целей бухгалтерского и налогового учета, в нем должны содержаться все реквизиты такого документа, установленные п.2 ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В частности, в документе должны быть указаны подписи лиц, совершивших сделку (операцию) и ответственных за ее оформление.

Таким образом, для принятия документа к бухгалтерскому и налоговому учету в расчете, который составляет арендодатель, должны быть подписи ответственных лиц. Считаем, что отсутствие подписей может нести в себе налоговые риски, связанные с отказом налоговыми органами в признании расходов для целей исчисления налога на прибыль и принятии НДС к вычету.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос