Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
В Госдуму внесен законопроект об упрощении процедур судопроизводства
12.02.2018

В Госдуму внесен законопроект об упрощении процедур судопроизводства

Верховный суд России внес в Госдуму законопроект, который направлен на реформу процессуального законодательства, в частности, на упрощение процедур судопроизводства. Документ опубликован в электронной базе парламента.

«Отдельные нормы законопроекта направлены на дальнейшее развитие в судах общей юрисдикции и арбитражных судах упрощенных процедур судопроизводства, положительно зарекомендовавших себя на практике. В частности, в проекте содержится предложение об увеличении цены исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, до 500 тыс. руб. в судах общей юрисдикции и до 1 млн руб. в арбитражных судах (проектируемые п. 1 ч. 1 ст. 2322, п. 1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ). Увеличение стоимостного порога по указанным делам позволит судам разрешать более 50% требований о взыскании денежных средств с граждан и организаций посредством применения упрощенных процедур (приказного и упрощенного производств)», - говорится в пояснительной записке.

Также разработчики проекта полагают, что в условиях новых правовых реалий формирование предметов ведения судов общей юрисдикции и арбитражных судов, объединенных конституционной компетенцией Верховного суда РФ, должно производиться посредством института подсудности с использованием его отличительных особенностей. «В целях реализации данного предложения законопроект исключает из кодексов, а также из некоторых федеральных законов термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно законопроектом предлагается порядок, в соответствии с которым суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, направляют дело для рассмотрения в суд другой судебной подсистемы. Если же отсутствие компетенции данной подсистемы судов на рассмотрение дела выявлено на стадии принятия заявления, заявление возвращается лицу в связи с неподсудностью», - говорится в документе.

Кроме того, для устранения ситуации с неравномерным распределением дел внутри конкретной подсистемы судов, устранения между субъектами спорного правоотношения споров о подсудности конкретного дела законопроектом предлагается упорядочить применение отдельных видов территориальной подсудности, сохранив для сторон возможность изменять подсудность по своему соглашению (договорная подсудность) только в делах с участием иностранных лиц.

Законопроект также в целях реализации принципов процессуальной экономии, повышения качества и эффективности правосудия, оптимизации судебной нагрузки предлагает расширить перечень дел, по которым суд может не составлять мотивированное решение по рассмотренному им делу. «Согласно предложенным изменениям по общему правилу все судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, будут состоять из вводной и резолютивной частей. В полном объеме такие решения изготавливаются только по заявлению участвующих в деле лиц, их представителей, в случае подачи апелляционной жалобы, а также в случаях, установленных законом. Кроме того, мотивированное решение может быть составлено по инициативе самого суда» , - говорится в документе.

В целях защиты прав граждан и организаций законопроект выделяет определенные категории дел, наиболее значимые с точки зрения социальной и экономической направленности, по которым составление мотивированного решения всегда будет являться обязательным.

Проектом устанавливает правило, в соответствии с которым определение судьи кассационной инстанции суда общей юрисдикции об отказе в передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции также может не содержать мотивов его вынесения. «С учетом особенностей кассационного обжалования в арбитражных судах аналогичные положения предлагается внести и в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, распространив их на процедуру обжалования судебных приказов, а также судебных актов, принятых в порядке упрощенного производства», - отмечается в тексте.

Законопроект содержит также другие изменения Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса, Кодекс административного судопроизводства и отдельные законодательные акты РФ.