Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

19.10.2018

Необоснованные требования ИФНС

Вопрос:

Прошу помочь отклонить все необоснованные требования ИФНС с указанием статьи и пункта  НК РФ.

Ответ:

Направляем Вам примерный вариант ответа, на требование налогового органа о предоставлении документов.

Обоснование:

В ответ на требование о предоставлении документов №25-17/178923 от 20.07.2018 года, направляем Вам копии:

- Договора с ООО «Строймонтажпроект» ИНН 7726398480;

- счет-фактуры 19 от 27.03.2018 года;

- акта выполненных работ;

- оборотно-сальдовую ведомость и карточки счетов 19,60,76АВ по взаимоотношениям с ООО «Строймонтажпроект» ИНН 7726398480, за интересуемый Вас период.

Касательно предоставления иных документов запрашиваемых в указанном требовании, сообщаем следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Пунктом 4 статьи 93.1 НК РФ установлено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого необходимо истребовать документы (информацию), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 Кодекса.

Таким образом, системное толкование содержания процитированных выше норм позволяет сделать вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля запрашиваются документы (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля), а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки - также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется предоставление информации.

Данный вывод согласуется с разъяснением, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

Иными словами, законным является истребование налоговым органом у налогоплательщиков документов только в рамках проведения конкретного мероприятия налогового контроля, на которое должно быть указано в соответствующем требовании о предоставлении документов (информации) и (или) в поручении об истребовании документов, при этом вне рамок налоговой проверки налоговым органом может быть запрошена информация только в отношении конкретной сделки, идентифицирующие сведения о которой также указываются в требовании (поручении).

В частности, согласно Форме "Требование о предоставлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (приложение N 15 к приказу), в соответствующем документе указывается, в том числе, наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в предоставлении документов (информации).

Аналогичное положение предусмотрено и Формой "Поручение об истребовании документов (информации)", утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (приложение N 17 к приказу).

Из буквального содержания приведенных выше норм НК РФ (с учетом разъяснений высшего судебного органа о порядке их применения) и положений подзаконных актов следует, обязательность указания в требовании (поручении) наименования конкретного мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в предоставлении документов (информации), поскольку такая информация:

- во-первых, позволяет установить объем информации и документов, запрос которых является допустимым для налогового органа в соответствующем случае и, тем самым, обеспечивает определенность требования (поручения),

- во-вторых, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков путем предотвращения случаев необоснованного возложения на них обязанности по предоставлению документов (информации) со стороны налогового органа.

С учетом изложенного, полагаем, что указание или не указание в требовании о предоставлении документов (информации) и в поручении об истребовании документов наименования мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в предоставлении документов (информации), является одним из определяющих обстоятельств при решении вопроса о законности такого требования (поручения).

Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной окружными судами по соответствующему спорному вопросу по результатам рассмотрения аналогичных споров (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.03.2015 по делу N А27-9314/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.06.2016 по делу N А05-8310/2015).

Вместе с тем, в требовании №25-17/178923 от 20.07.2018 года, как и в приложенном к нему поручении N    об истребовании документов (информации) от (При наличии!!!), указано лишь на то, что документы и информация запрашиваются у нашей организации на основании статьи 93.1 НК РФ.

При этом указание в требовании №25-17/178923 от 20.07.2018 года на конкретную сделку (счет-фактуру) характеризует объект требования - запрашиваемую информацию и документы, но при этом не может быть истолковано, как обозначение мероприятия налогового контроля или обоснование требования в рамках истребования информации относительно конкретной сделки.

Таким образом считаем, что требование №25-17/178923 от 20.07.2018 года о предоставлении документов (информации), направленное Инспекцией в адрес нашей организации, не соответствует положениям пунктов 2, 3 статьи 93.1 НК РФ, в части отсутствия обоснования необходимости получения налоговым органом указанных документов и сведений.

Так же сообщаем, что иная информация, запрашиваемая в требования от №25-17/178923 от 20.07.2018 года, не может быть предоставлена в связи с неосуществлением нашей организацией фиксации подобной информации, в связи с тем, что такая информация не относится к конкретной сделке, а также в связи с тем, что у налогового органа отсутствуют правовые основания для истребования данной информации у нашей организации.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос