Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

16.10.2018

Вычет НДС

Вопрос:

О применении вычета НДС дочерним обществом юридического лица, в уставный капитал которого внесены средства, ранее предоставленные юридическому лицу в виде бюджетных инвестиций, при осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности дочернего общества, и (или) при приобретении объектов недвижимого имущества за счет бюджетных средств (п.2.1 ст.170 НК РФ).

Ответ:

Согласно абз.1 п.2.1 ст.170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Данная норма применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц (абз.2 п.2.1 ст.170 НК РФ).

Бюджетные инвестиции представляют собой бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст.6 Бюджетного кодекса РФ).

Как указано в абз.1 п.1 ст.80 Бюджетного кодекса РФ, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Исходя из абз.2 п.1 ст.80 Бюджетного кодекса РФ бюджетные инвестиции могут предоставляться в том числе в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Таким образом, считаем, что при осуществлении дочерним обществом юридического лица капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности дочернего общества, и (или) при приобретении объектов недвижимого имущества за счет денежных средств, поступивших от такого юридического лица в качестве взноса в уставный капитал и предоставленных юридическому лицу в качестве бюджетных инвестиций, можно говорить о том, что соответствующие капитальные вложения или приобретение недвижимости осуществляются дочерним обществом за счет бюджетных инвестиций. На этом основании считаем, что подход, выраженный в представленном вами Письме Минфина от 13.04.2018 № 03-07-10/24678, соответствует действующему налоговому законодательству РФ. Данный подход отражается и в других разъяснениях ведомства (см., например, Письма Минфина России от 05.06.2018 N 03-07-11/38236, от 12.04.2018 N 03-07-10/24440).

В силу пп.6 п.3 ст.170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам, имущественным правам), подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Нормы, установленные п.2.1 и пп.6 п.3 ст.170 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, действуют с 1 января 2018 года (п.4 ст.9 Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ). До указанной даты подход к НДС при получении бюджетных средств был иной. Ранее Налоговый кодекс РФ не содержал особенностей применения налоговых вычетов при получении бюджетных инвестиций. Официальные ведомства не рассматривали бюджетные инвестиции как средства бюджета, из которых уплачивается НДС при приобретении товаров (работ, услуг). Соответственно, поддерживался подход о правомерности налоговых вычетов по товарам, работам, услугам, приобретенным за счет указанных средств (см., например, Письма Минфина России от 21.04.2010 N 03-07-11/124, ФНС России от 13.06.2017 N СД-4-3/11120@). В судебной практике встречался тот же подход (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 N 18АП-10543/2017 по делу N А76-30696/2016). Дополнительным аргументом являлось наличие у организации, получившей бюджетные средства в качестве вклада ее учредителей, права собственности на указанные средства (ст.213 ГК РФ).


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос