29.08.2019
Вопрос:
В дилерском договоре предусмотрена обязанность покупателя рекламировать товар, который он принял на продажу. Реклама товара относится к возмездному оказанию услуг. Можно ли в договоре предусмотреть , что оплата за услуги по рекламе включается в вознаграждение дилера (разница между закупочной ценой и ценой реализации)? Или оплату покупателю за рекламу в дилерском договоре вообще можно не указывать? Это дилер - покупатель, который товар покупает в собственность у нас (договор поставки с возможностью возврата товара). Но если вы также перешлете решение вопроса, в случае если это посредник -агент (договор комиссии, как пример, верно?)
Ответ:
Вопрос о порядке включения стоимости рекламных услуг дилера в его вознаграждение зависит от квалификации дилерского договора.
В частности, если договор построен по модели договора поставки и содержит элементы возмездного оказания услуг по рекламе, включать стоимость рекламных услуг в "вознаграждение" дилера, на наш взгляд, некорректно, поскольку дилер не получает вознаграждения от продавца. Разница между закупочной ценой и ценой реализации является прибылью дилера.
Если договор построен по модели посреднического договора (например, агентский договор), в договоре, на наш взгляд, может содержаться условие о том, что стоимость рекламных услуг включается в вознаграждение дилера, как агента.
Обоснование:
Дилерский договор - конструкция договора, позволяющая организовать систему сбыта и продвижения товаров (услуг), возложив соответствующие обязанности на дилеров. Эта конструкция специально законодательством не урегулирована. Круг обязательств по дилерскому договору каждый раз определяется сторонами, следовательно, содержание и правовое регулирование дилерских договоров могут отличаться.
Как правило, по дилерскому договору одна сторона обязуется приобретать у другой стороны товары (продукцию) и осуществлять дистрибуцию, продвижение (в том числе рекламу) и послепродажное сервисное обслуживание этого товара на определенной территории.
Дилерский договор может строиться как по модели договора купли-продажи (если товар приобретается в собственность дилера) (гл.30 ГК РФ), так и по модели агентского договора (если товар не переходит в собственность дилера, а реализуется по поручению и за счет продавца) (гл.52 ГК РФ).
Обычно дилерский договор является смешанным договором, который может включать в себя элементы различных видов договоров, в том числе, договора поставки, возмездного оказания, подряда.
Более подробно о правовой квалификации дилерских договоров можно почитать в статье Полякова В.Э. "Дилерский договор" (СПС КонсультантПлюс).
Согласно п.3 ст.421 ГК РФ к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
На основании п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В том случае если дилерский договор содержит условие о том, что дилер обязан рекламировать товар, речь идет о включении в дилерский договор элементов договора возмездного оказания услуг (ст.779 ГК РФ).
Существенным условиями договора возмездного оказания услуг являются условия, определяющие конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). При этом условие о цене не является существенным условием договора возмездного оказания услуг. Но это не означает, что договор в данной части признается безвозмездным. При отсутствии в договоре условия о цене он оплачивается по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ (п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996): по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Таким образом, если в части оказываемых рекламных услуг не указывать никакую информацию о цене, договор в данной части будет считаться заключенным, при этом цена должна быть определена в размере, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. Причем эту цену дилеру придется определять в любом случае для целей признания выручки в его бухгалтерском и налоговом учете (п.п.5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99; ст.ст. 248, 249 НК РФ), даже если он не намерен предъявлять эту стоимость продавцу. Поэтому для того чтобы не возникало проблем с признанием доходов у дилера (и, соответственно, с признанием расходов у продавца), а также во избежание споров между сторонами относительно обязательств по оплате, в дилерском договоре рекомендуется указывать стоимость рекламных услуг и порядок их оплаты.
При этом фраза о том, что стоимость рекламных услуг входит в вознаграждение дилера правомерна, на наш взгляд, лишь в том случае, если дилерский договор построен по модели посреднического договора (например, агентский договор) - в этом случае дилер, как посредник (агент), получает от продавца вознаграждение, в которое может включаться в том числе стоимость рекламных услуг.
Но если дилерский договор построен по модели договора поставки и содержит элементы договора возмездного оказания услуг, включать стоимость услуг по рекламе в "вознаграждение дилера в виде разницы между закупочной ценой и ценой реализации", на наш взгляд, некорректно. Ведь в этом случае разница между закупочной ценой и ценой реализации является не вознаграждением дилера, выплачиваемой продавцом, а его прибылью, которую он самостоятельно зарабатывает. С нашей точки зрения, в таком случае в дилерском договоре следует отдельно указать стоимость рекламных услуг, оказываемых дилером. При этом стороны вправе договориться, например, об уменьшении цены поставки на стоимость этих услуг.