Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Услуги агента – подтверждающие документы.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

24.06.2019

Услуги агента – подтверждающие документы.

Вопрос:

ИП открыл гостиницу. Работает с booking. На основании каких документов ИП может принимать в расход услуги агента?

Ответ:

Услуги агента в случае заключение агентского договора подтверждаются заключенным с ним договором и отчетом агента (к отчету прилагаются копии первичных документов, если агент совершает по поручению и за счет принципала какие-либо расходы).

При признании расходов для целей налогообложения необходимо соблюдать требования к первичным учетным документам, которые могут быть оформлены как в бумажной форме, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом двусторонние документы, оформленные в электронной форме, должны быть подписаны электронной подписью обеими сторонами сделки. При отсутствии подписи у одной из сторон необходимо составить бумажный документ и подписать его традиционным способом (собственноручно).

Обоснование:

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (п.2 ст.54 НК РФ).

В зависимости от выбранного режима налогообложения, доходы и расходы учитываются в соответствующей книге:

- при исчислении НДФЛ - в книге, утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002;

- при исчислении УСН и ПСН - в книге, утв. Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н.

Регистрация операций осуществляется в книгах на основании первичных учетных документов.

Независимо от выбранного режима налогообложения, расходы должны быть документально подтверждены, экономически обоснованны и направлены на получение доходов. Подтверждением расходов в налоговом учете (в том числе при применении специальных налоговых режимов) являются документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п.1 ст.221, п.1 ст.252, п.2 ст.346.16 НК РФ).

Документальное оформление сделки зависит от вида договора.

В частности, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п.1 ст.1005 ГК РФ).

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п.1 ст.432 ГК РФ).

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п.3 ст.432 ГК РФ).

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п.1 ст.433 ГК РФ).

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (п.1 ст.432 ГК РФ).

Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.

В простой письменной форме должны совершаться следующие сделки ( за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения) (п.1 ст.161 ГК РФ):

1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.

При заключении договора путем обмена документами для целей признания предложения офертой не требуется наличия подписи оферента, если обстоятельства, в которых сделана оферта, позволяют достоверно установить направившее ее лицо (пункт 2 статьи 434 ГК РФ) (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49).

В качестве письменного предложения заключить договор (оферты) может выступать выставленный счет на оплату товара (работу, услугу), в котором указаны все существенные условия договора. А действием, свидетельствующим о принятии данного предложения (акцептом, то есть заключением договора), может являться, в частности, оплата данного счета организацией (п. п. 1 и 3 ст. 434 и ст. 435 ГК РФ).

Что касается непосредственно первичных учетных документов, то таким документом при работе по агентскому договору является отчет агент, составление которого предусмотрено ст.1008 ГК РФ. Если агент несет по поручению и за счет принципала какие-либо расходы, к отчету агента прилагаются копии первичных документов, полученных агентом.

Обязательные реквизиты первичного учетного документы установлены п.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Первичный учетный документ может быть составлен как традиционным способом (путем оформления бумажного документа), так и в виде электронного документа, который подписан электронной подписью (п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Первичные учетные документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

В соответствии со ст. 2 Закона N 63-ФЗ электронной подписью является информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

В случае если при оформлении факта хозяйственной жизни составляется двусторонний (многосторонний) первичный учетный документ в электронной форме, то такой документ должен быть подписан электронными подписями обеих (всех) сторон сделки и замена подписи одной из сторон сделки на собственноручную подпись не соответствует требованиям Закона N 63-ФЗ. Такие разъяснения представлены в Письме ФНС России от 23.04.2018 N ЕД-4-15/7760.

Таким образом, первичный учетный документ, подтверждающий расходы для целей налогообложения, должен быть составлен либо на бумажном носителе, либо в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос