Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Лицензия на медицинскую деятельность при использование телемедицинских услуг

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

07.03.2019

Лицензия на медицинскую деятельность при использование телемедицинских услуг

Вопрос:

Где должен находиться терминал для проведения телемедицинских услуг, необходима ли лицензия на помещение, где будет стоять данный аппарат?

Ответ:

Согласно требованиям Порядка ТМ (Приказ Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" {КонсультантПлюс}) телемедицинские услуги могут оказываться только медицинскими работниками, зарегистрированными в федеральном регистре медицинских работников единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ), при условии регистрации соответствующих медицинских организаций в федеральном реестре медицинских организаций ЕГИСЗ. Следует отметить, что, поскольку до 1 января 2019 г. медицинские организации частной системы здравоохранения могут не выполнять функции поставщиков информации ЕГИСЗ, данное требование на них не распространяется (ч. 3 ст. 4 Закона N 242-ФЗ). Так как федеральный реестр медицинских организаций Минздравом не сформирован, данное требование Порядка ТМ невыполнимо.

В соответствии с Порядком ТМ при оказании телемедицинских услуг медицинский работник должен находиться в помещении медицинской организации. В случае оказания медицинской услуги медицинским работником вне помещения медицинской организации имеет место состав административного правонарушения: осуществление медицинской деятельности по месту, не указанному в лицензии (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ). Указанный состав административного правонарушения образуют действия врачей, проводящих медицинский осмотр, например, по местонахождению заказчика или по местонахождению летных экипажей в аэропорту при проведении медицинских осмотров членов летных экипажей

Позиция Росздравнадзора, озвученная на всех совещаниях, однозначна: лицензируется помещение, соответственно, медицинская помощь с применением телемедицинских технологий оказывается хотя и дистанционно, но в помещении медицинской организации, имеющей лицензию на соответствующие виды медицинской деятельности, в рамках которых оказывается медицинская помощь с применением телемедицинских технологий.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном проведении медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В соответствии со статьей 46 Закона N 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров, в числе прочих являются: предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 4 части 2 статьи 46), и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пункт 5 части 2 статьи 46).

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, поскольку предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры являются медицинским вмешательством, то согласно статье 2 данного Федерального закона они могут выполняться только медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности.

Частью 4 статьи 24 Закона N 323-ФЗ установлено, что в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

Статьей 36.2 Закона N 323-ФЗ установлены особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий. Так, консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях: профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации). При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации). Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приема (осмотра, консультации). Дистанционное наблюдение осуществляется на основании данных о пациенте, зарегистрированных с применением медицинских изделий, предназначенных для мониторинга состояния организма человека, и (или) на основании данных, внесенных в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, или государственную информационную систему в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, или медицинскую информационную систему, или информационные системы, указанные в части 5 статьи 91 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденном Приказом Минздрава России от 30.11.2017 N 965н.

Из анализа вышеприведенных нормативных положений судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что телемедицинские технологии могут применяться для оказания медицинской помощи только лечащим врачом для целей осуществления коррекции ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) либо для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации).

Прямых норм, определяющих использование дистанционной диагностики состояния здоровья водителей, то есть прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, в Федеральном законе N 323-ФЗ и Федеральном законе 196-ФЗ не содержится.

Напротив, статьей 23 Федерального закона 196-ФЗ установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо посредством ввода в штат должности медицинских работников или создания подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), которые будут оказывать медицинскую помощь работникам организации.

Как верно отмечено судом первой инстанции, 21.10.2015 в Государственную Думу ФС РФ был внесен Проект Федерального закона N 909155-6 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения", которым предлагалось внести в Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации...) следующие изменения: Абзац 5 части 7 статьи 23", в том числе с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.".

Постановлением ГД ФС РФ от 03.04.2018 N 3773-7 ГД "О проекте федерального закона N 909155-6 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" указанный Проект Федерального закона N 909155-6 был отклонен. При этом указанный проект в первом чтении не поддержали Комитет ГД ФС РФ по охране здоровья, Правовое управление Аппарата ГД ФС РФ, Комитет ГД ФС РФ по транспорту и строительству.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность прохождения дистанционных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос