Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

26.11.2018

Доначисление налога на прибыль

Вопрос:

Наша организация зарегистрирована в РФ, на ОСН.

Наша организация заключила договор займа с нерезидентом, зарегистрированным в Соединенных Штатах Америки. В сентябре произведена выплата начисленных процентов. На основании дополнительного соглашения перечисление произведено на реквизиты компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.

Поскольку конечным получателем дохода является компания, зарегистрированная в США , то при исчислении и уплате налога на прибыль организации, удерживаемого при выплате процентов по займу Общество применило нормы и статьи Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения от 17.06.1992г.

Согласно ст. 11 Договора проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве (в РФ) и выплачиваемые лицу с постоянным местонахождением в другом договаривающемся государстве (в США), могут облагаться налогом только в этом другом договаривающемся государстве (в США). В связи с этим правомерно применение налоговой ставки 0%.

Есть ли риск доначисления налоговой инспекцией налога на прибыль в связи с фактическим перечислением процентов по договору займа компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах (не имеет соглашения с РФ об избежании двойного налогообложения)?

Какие подтверждающие документы о конечном получателе дохода могут снизить риск доначисления налога на прибыль?

Ответ:

Риски доначисления налоговыми органами сумме налога возникнут только в том случае, если в рамках мероприятий налогового контроля налоговые органы смогут доказать, что организация из США не является фактическим получателем дохода.

Конкретного перечня документов, подтверждающих фактическое право на получение доходов, в НК РФ не содержится. По разъяснениям Минфина, предпочтение отдается содержательной части документов. В данном случае документы должны подтверждать, что полномочиями в отношении распоряжения доходами обладает организация из США.

Обоснование:

Исходя из п.1 ст.312 НК РФ для применения положений международных соглашений иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход:

- подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым имеется международный договор;

- подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений является основанием для освобождения дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

В силу п.3 ст.7 НК РФ в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в названном пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Из сказанного следует, что для того, чтобы доказать, что фактическим получателем доходов является организация США, нужно доказать, что именно она распоряжается этими доходами.

На практике сложился такой подход: применение международных налоговых соглашений исключительно для получения льгот налоговый орган признает неправомерным. При этом ему нужно доказать только то, что получатель дохода не является фактическим получателем дохода. Определять же конечного бенефициарного собственника дохода инспекция не обязана (Письмо ФНС России от 28.04.2018 N СА-4-9/8285).

При этом непосредственно Налоговый кодекс не устанавливает конкретный перечень или требования к документам, подтверждающим фактическое право иностранного лица на получение дохода.

Минфин разъясняет, что отсутствие в НК РФ упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации (Письма Минфина России от 24.07.2018 N 03-08-05/51824, от 27.02.2018 N 03-08-05/12137, от 10.10.2017 N 03-08-05/66062 и др.).

В качестве примера таких документов Минфин указывает следующие:

1) документы (информация), подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и использования полученными доходами:

- документы, подтверждающие (опровергающие) наличие договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения), ограничивающих права получателя дохода при использовании полученных доходов в целях извлечения выгоды от альтернативного использования;

- документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);

2) документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);

3) документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, фактической предпринимательской деятельности.

С нашей точки зрения, указанные документы (информация) могут быть получены от организации из США, например, в форме выданных этой организацией заверительных писем, подтверждающих, в том числе:

- наличие договорных отношений с организацией с Британских Виргинских Островов, обосновывающих перечисление денег указанной компании по распоряжению организации из США (например, наличие договора, по которому организация из США является должником организации с Британских Виргинских Островов);

- тот факт, что доход включается в финансовые результаты и налоговую базу именно организацией из США (можно со ссылками на национальное налоговое законодательство);

- что иностранная организация осуществляет фактическую предпринимательскую деятельность на территории США (например, с указанием соответствующих ресурсов, года основания компании, истории ее деятельности, ссылок на каталоги продукции/работ/услуг, публикаций о компании и т.п.).

Кроме того, доказательствами права на получение доходов именно организацией из США будет и сам договор займа вместе с дополнительным соглашением к нему.

Проверка правильности исчисления и уплаты налоговыми агентами сумм налогов осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном НК РФ. Налоговые органы вправе доначислить налог в рамках указанного контроля только в том случае, если они смогут доказать, что организация из США не является фактическим получателем дохода.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос