Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Проверка государственного пожарного надзора в здании

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

12.11.2018

Проверка государственного пожарного надзора в здании

Вопрос:

1. Подскажите, пожалуйста, на каком основании может быть осуществлена проверка государственного пожарного надзора в здании, находящемся на территории РФ, но принадлежащем международной организации и являющемся неприкосновенным на территории РФ в соответствии с международным соглашением?
2. Подскажите, пожалуйста, есть ли также какие-то специальные нормы, регламентирующие данный вопрос в случае, если здание международной организации передано в доверительное управление российской организации. При этом договором доверительного управления предусмотрена обязанность управляющего осуществлять контроль за соблюдением противопожарных, санитарных и иных норм, установленных действующим законодательством.

Ответ:

Проверки пожарной безопасности могут быть как плановыми, так и внеплановыми. При этом они, как правило, проводятся в форме выездных проверок. Плановые проверки проводят в соответствии с ежегодным планом и с установленной периодичностью, внеплановые - в определенных случаях. В результате проверки составляется акт проверки.

Государственный пожарный надзор осуществляется за всеми объектами, но есть исключения дипломатические и консульские учреждения.

Специальных норм, регламентирующих вопрос, когда здание международной организации передано в доверительное управление российской организации, законодательством не установлено.

Обоснование:

Плановые проверки, как следует из названия, проводятся на основании ежегодного плана. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность устанавливается в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля":

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты (п. 21 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290):

- ввода объекта защиты в эксплуатацию;

- окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.

Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска - один раз в 3 года;

- для категории значительного риска - один раз в 4 года;

- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;

- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения организацией предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности (так называемая контрольная проверка);

2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган государственного пожарного надзора:

- от организаций, имеющих в пользовании, владении или распоряжении объект защиты, сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении класса функциональной пожарной безопасности объекта;

- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ (с данным основанием аптеке вряд ли придется повстречаться) либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор осуществляется за всеми объектами, за исключением:

- лесного фонда Российской Федерации;

- лесов, не входящих в лесной фонд Российской Федерации;

- подземных объектов;

- при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов;

- в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения;

- дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации за рубежом (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" консульские учреждения пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.

В соответствии со ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты.

Таким образом, комментируемая статья устанавливает неприкосновенность консульских помещений в той мере, в какой это предусмотрено ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях.

Обратившись к ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961, можно заметить, что дипломатические представительства имеют иную степень неприкосновенности - абсолютную:

"Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства".

Таким образом, даже в случае пожара помещения дипломатических представительств остаются неприкосновенными.

В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Глава 53 ГК РФ, регулирующая правоотношения, которые возникают по договору доверительного управления имуществом, не содержат конкретного перечня прав и обязанностей доверительного управляющего в отношении учредителя управления (выгодоприобретателя) и переданного в управление имущества. Нормы, касающиеся доверительного управления, дают лишь общий перечень прав и обязанностей управляющего.

Доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление, в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом (п. 1 ст. 1012 ГК РФ), а также полномочия по совершению любых фактических и юридических действий в интересах выгодоприобретателя (п. 2 ст. 1012 ГК РФ).

Непроявление доверительным управляющим должной заботливости об интересах учредителя управления или выгодоприобретателя при управлении имуществом является основанием для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 1022 ГК РФ.

Статья 1020 ГК РФ устанавливает, что доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника имущества в отношении имущества, переданного в доверительное управление, в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий, исполняются за счет этого имущества. В силу ст. 210 ГК РФ собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Из выше написанного можно сделать вывод, что специальных норм, регламентирующих вопрос, когда здание международной организации передано в доверительное управление российской организации, законодательством не установлено.

Есть общие нормы, которые регулируют вопрос доверительного управления имуществом - это Глава 53 ГК РФ;

Государственный пожарный надзор регулируется - Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Положением о федеральном государственном пожарном надзоре утв. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и т.д.


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос