Москва: +7 495 925-52-95
пн-чт: 09.00-19.00, пт: 09.00-18.00
Линия консультаций:+7 495 223-06-80
Товар на 41 счете при агентском договоре

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

02.11.2018

Товар на 41 счете при агентском договоре

Вопрос:

мы составили агентский договор. Товар на момент прихода учитывается на забалансе  или можно что-то исправить  в договоре и учитывать на  сч 41 ?

Ответ:

По нашему мнению, на сегодняшний день специальный порядок бухгалтерского учета доходов по сделкам, совершенным агентом по посредническим договорам, нормативно не закреплен. В связи с чем Вы вправе самостоятельно разработать соответствующий способ ведения учета. При этом, при его разработке необходимо руководствоваться международными стандартами финансовой отчетности, регулирующим аналогичные вопросы.

Основные признаки, отличающие посредника от непосредственного продавца товаров, для целей международного бухгалтерского учета приведены в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 15 "Выручка по договорам с покупателями". Указанный стандарт, в частности, определяет роли продавца и посредника при продаже товара. В случаях, когда в предоставлении товаров покупателю участвует другая сторона, организация должна установить, какой характер имеет данное ею обещание. Сама ли организация является продавцом товара или она выполняет роль посредника между клиентом и продавцом.

Для определения характера своего участия в сделке организация должна оценить, контролирует ли она товар до того, как он будет передан покупателю (в этом случае она признается продавцом этого товара и вправе применять счет 41) или не контролирует (следовательно она признается посредником и учитывает товар на счете 004).

Признаки того, что организация контролирует оговоренный товар до его передачи покупателю, следующие:

1. компания несет основную ответственность за исполнение обещания предоставить оговоренный товар покупателю;

2. компания получает или принимает на себя обязательство получить оговоренные товар до заключения договора с покупателем;

3. компания имеет право самостоятельно устанавливать цену на оговоренный товар.

В рассматриваемой ситуации организация-агент осуществляет розничную продажу товара, полученного от организации-принципала. В соответствии с гражданским законодательством, регулирующим вопросы розничной купли-продажи товаров, именно на организации-агента возлагается ответственность по предоставлению товара покупателям. Следовательно первый признак контроля над товаром, установленный МСФО №15, соблюдается.

Исходя из изложенного полагаем, что для целей бухгалтерского учета, операции с товаром возможно отражать с использованием счета 41 «Товар», при условии того, что в агентский договор будут включены оставшиеся два признака контроля за товаром, а именно:

- условие о передаче принципалом товара агенту, до его реализации покупателю,

- право агента самостоятельно устанавливает цены на реализуемую продукцию.

В ином случае товары, принятые агентом для последующей продажи, подлежат учету на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию".

Обоснование:

Агентский договор - это договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Агент (по агентскому договору) может выступать как от своего имени (в этом случае права и обязанности, а также документальное оформление возлагаются на него), так и от имени принципала (в этом случае документы должны быть оформлены сразу на имя принципала).

В соответствии со ст. 1011 ГК РФ в зависимости от того, от чьего имени выступает агент, к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются либо нормы гл. 49 "Поручение", либо нормы гл. 51 "Комиссия" ГК РФ.

По договору розничной купли-продажи передается товар, который предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ). Данный договор является публичным, т.е. по общему правилу продавец должен заключить договор с каждым, кто к нему обратится. При этом цена товара должна быть одинаковой для покупателей соответствующей категории (п. 2 ст. 492, ст. 426 ГК РФ).

Специальный порядок бухгалтерского учета доходов и расходов по сделкам, совершенным агентом по посредническим договорам, нормативно не закреплен.

Согласно п. 7.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) если в федеральных стандартах по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета никаких правил нет, то организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ ведения учета.

При разработке способа ведения учета необходимо соблюдать следующую последовательность использования различных источников (п. 7.1 ПБУ 1/2008):

- в качестве источника первой очереди применяются МСФО по аналогичным вопросам;

- если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учета, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

- если организация не находит соответствующего решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учета, принимаемыми органами учета:

Фондом развития бухгалтерского учета "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр";

Саморегулируемой организацией аудиторов "Российский союз аудиторов" (Ассоциация);

Некоммерческим партнерством "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России";

Фондом "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности").

Основные признаки, отличающие посредника (агента) от непосредственного продавца товаров (принципала), приведены в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 15 "Выручка по договорам с покупателями" (действует на территории Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. N 217н)

Так, согласно пункту В34 Стандарта в случаях, когда в предоставлении товаров покупателю участвует другая сторона, организация должна определить, какой характер имеет данное ею обещание: обязана ли организация предоставить определенные товары сама (т.е. организация является принципалом), или же она обязана организовать предоставление этих товаров или услуг другой стороной (т.е. организация выступает в качестве агента).

Так, для целей МСФО:

- организация является принципалом, если она контролирует оговоренный товар до их передачи покупателю. Однако организация необязательно контролирует оговоренный товар, если она получает право собственности на такой товар лишь непосредственно перед передачей права собственности покупателю. Организация, являющаяся принципалом, может выполнить свою обязанность к исполнению в отношении предоставления оговоренного товара самостоятельно либо привлечь другую сторону (например, субподрядчика) для частичного или полного выполнения этой обязанности к исполнению от имени организации (п. В35 Стандарта).

- организация является агентом, если принятая ею обязанность к исполнению заключается в организации предоставления оговоренных товара или услуги другой стороной. Организация, являющаяся агентом, не контролирует оговоренные товар или услугу, предоставляемые другой стороной, до передачи такого товара или услуги покупателю. Когда (или по мере того, как) выполняется обязанность к исполнению, организация, являющаяся агентом, признает выручку в сумме вознаграждения или комиссии, право на которые она ожидает получить в обмен на организацию предоставления оговоренных товаров или услуг другой стороной. Вознаграждение или комиссия организации может представлять собой чистую сумму возмещения, которую организация удерживает после выплаты другой стороне возмещения, полученного в обмен на товары или услуги, которые должны быть предоставлены такой стороной (п. В36 Стандарта).

Признаки того, что организация контролирует или не контролирует оговоренный товар до того, как о передаются покупателю (и, следовательно, является, либо не является принципалом), включают в себя следующие признаки:

- организация несет основную ответственность за исполнение обещания предоставить оговоренный товар. Как правило, это включает ответственность за соответствие товара требованиям покупателя. Если организация несет основную ответственность за исполнение обещания предоставить оговоренные товар или услугу, это может указывать на то, что другая сторона, вовлеченная в предоставление оговоренного товара является агентом.

- организация подвержена риску обесценения запасов до того, как оговоренные товар будет передан покупателю. Например, если организация получает или принимает на себя обязательство получить оговоренные товар до заключения договора с покупателем, это может указывать на то, что организация имеет возможность определять способ использования такого товара и получать практически все оставшиеся выгоды от них до того, как они будут переданы покупателю.

- организация имеет право самостоятельно устанавливать цену на оговоренные товар. Возможность устанавливать цену, которую покупатель уплачивает за оговоренные товар, может указывать на наличие у организации возможности определять способ использования такого товара и получать практически все оставшиеся выгоды. Однако в некоторых случаях агент может иметь право самостоятельно устанавливать цены. Например, агент может обладать некоторой самостоятельностью при установлении цены с целью генерирования дополнительной выручки от оказания им услуги по организации предоставления товаров покупателям другими сторонами.

Согласно пункту В38 организация не должна признавать выручку в отношении обязанности к исполнению, если другая сторона принимает на себя обязанность к исполнению и приобретает права организации, предусмотренные договором, и в результате этого организация более не является обязанной выполнить обязанность к исполнению в отношении передачи оговоренных товара или услуги покупателю (т.е. организация более не действует в качестве принципала). Вместо этого организация должна оценить необходимость признания выручки в отношении выполнения обязанности к исполнению по заключению договора для другой стороны (т.е. выступает ли организация в качестве агента).

В пункте 8 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 18 "Выручка" разъяснено, что выручка включает только валовые поступления экономических выгод, полученных и подлежащих получению организацией в ее пользу. Суммы, полученные от имени третьих лиц, не являются получаемыми организацией экономическими выгодами и не ведут к увеличению собственного капитала. Поэтому они исключаются из выручки. При агентских отношениях валовые поступления экономических выгод включают суммы, получаемые в пользу принципала, которые не ведут к увеличению собственного капитала организации. Суммы, полученные в пользу принципала, не являются выручкой, а выручкой является сумма комиссионного вознаграждения.

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 2, 3 и 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

В бухгалтерском учете агента операции по таким сделкам могут отражаться в порядке, аналогичном порядку, установленному для принятых на комиссию товарно-материальных ценностей, т.е. на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию" по цене, указанной в приемо-сдаточном документе (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, п. 158 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос